Алгоритм межведомственных действий по профилактике, выявлению, социальному расследованию случаев жестокого обращения (насилия) в отношении несовершеннолетних - Черневский УПК я/с СШ

Разделы сайта

Алгоритм межведомственных действий по профилактике, выявлению, социальному расследованию случаев жестокого обращения (насилия) в отношении несовершеннолетних

УТВЕРЖДЕНО

постановление комиссии по делам несовершеннолетних облисполкома

от 01.03.2018 №1-1

Алгоритм межведомственных

действий по профилактике,

выявлению, социальному расследованию

случаев жестокого обращения

(насилия) в отношении несовершеннолетних

         Региональная модель по профилактике случаев жестокого обращения (насилия) в отношении детей в семьях,  (далее Региональная модель) – это порядок взаимодействия субъектов профилактики, организаций и учреждений по  раннему выявлению, оказанию помощи.

         Жестокое обращение (насилие)- это любое действие (или бездействие) в отношении ребенка, в результате чего нарушается его здоровье и благополучие или создаются условия, препятствующие его физическому  и психическому развитию, ущемляющие его права и свободы.

         К формам жесткого обращения с детьми относятся: физическое, сексуальное, психологическое насилие и пренебрежение нуждами.

Понятие и формы жестокого обращения с детьми.

Жестокое обращение с ребенком – это все многообразие действий или бездействие со стороны окружающих лиц, которые наносят вред физическому и психическому здоровью несовершеннолетнего, его развитию и благополучию, а также ущемляют его права или свободу. Жестокое обращение с детьми может проявляться не только в форме физического или психического насилия либо в покушении на их половую неприкосновенность, но и в применении недопустимых способов воспитания, грубом, пренебрежительном, унижающем человеческое достоинство обращении с детьми, оскорблении или эксплуатации несовершеннолетних, проявлении насилия по отношению к иным членам семьи в присутствии ребенка.

Формы жестокого обращения с детьми: физическое, сексуальное, психологическое насилие и пренебрежение нуждами.

Насилие в семье – это любые насильственные действия физического, психологического, сексуального характера, совершенные лицом или лицами, которые связаны с жертвой семейными отношениями.

Пренебрежение нуждами ребенка – отсутствие должного обеспечения основных нужд и потребностей ребенка в пище, одежде, жилье, воспитании, образовании, медицинской помощи со стороны родителей или лиц, их заменяющих, в силу объективных причин (бедность, психические болезни, неопытность) и без таковых.

Психологическое (эмоциональное) насилие – периодическое или постоянное психологическое воздействие родителей, других взрослых или одноклассников, сверстников на ребенка, приводящее к формированию у ребенка патологических черт характера и нарушению психического развития.

Сексуальное насилие – это вид жестокого обращения, который заключается в вовлечении несовершеннолетнего в действия сексуального характера с целью получения взрослыми сексуального удовлетворения или материальной выгоды.

Физическое насилие – это вид жестокого обращения, когда несовершеннолетнему причиняют боль, применяют телесное наказание, наносят побои, причиняют травмы и повреждения, лишают жизни или не предотвращают возможность причинения страданий, наносят ущерб его здоровью или физическому развитию.

         Ребенок считается жертвой жестокого обращения, если в результате действий или бездействий со стороны окружающих лиц ему был причинен вред или он подвергся высокому риску причинения вреда.

Этапы действия Региональной модели:

1 этап- первичная профилактика жестокого обращения (насилия) в отношении несовершеннолетних.

Данный этап направлен на просвещение участников образовательного процесса в области предотвращения насилия над детьми и подростками, а также на повышение уровня их психологической компетенции, сосредоточенной на преодоление различных личностных дефицитов, жизненных трудностей.

Первичная профилактика является приоритетным направлением превентивной деятельности в образовательной среде и реализуется преимущественно через работу специалистов образовательных учреждений. Основой содержания первичной профилактики в образовательной среде является педагогическая профилактика на основе педагогических и психологических технологий. Она связана с формированием и развитием у всех участников образовательного процесса социально-психологической культуры непринятия любых форм жестокого обращения и насилия в отношении детей и подростков.

2 этап – раннее выявление фактов жестокого обращения (насилия) в отношении несовершеннолетних.

Раннее выявление случаев жестокого обращения в отношении несовершеннолетних и оказание детям комплексной помощи минимизирует вред их здоровью и развитию, способствует профилактике социального сиротства, суицидов среди несовершеннолетних.

В выявлении несовершеннолетних, пострадавших от жестокого обращения, принимают участие специалисты всех субъектов системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних.

          Специалисты образовательных учреждений:

         Случаи жестокого обращения выявляются педагогическими работниками в ходе образовательного процесса; в ходе изучения особенностей семейного воспитания обучающихся; при проведении бесед с обучающимися и их законными представителями; при получении информации в отношении несовершеннолетних от третьих лиц.

Педагогические работники должны обращать внимание на следующие особенности в поведении ребенка, которые могут свидетельствовать о жестоком обращении или насилии по отношении к нему:

- психическое и физическое развитие ребенка не соответствует его возрасту;

- неухоженность, неопрятность; апатичность или, наоборот, агрессивность ребенка;

- изменчивое поведение: переход от спокойного состояния к внезапному возбуждению (такое поведение часто является причиной нарушения контактов с другими детьми);

- проблемы с обучением в связи с плохой концентрацией внимания;

- отказ ребенка раздеться, чтобы скрыть синяки и раны на теле;

- повторяющиеся жалобы на недомогание (головную боль, боли в животе и др.);

- враждебность или чувство страха по отношению к отцу или матери;

- сильная реакция испуга или отвращения в связи с физической близостью определенного взрослого;

- судорожное реагирование на поднятую руку, вздрагивание при неожиданном приближении взрослого, резких движениях (ребенок сжимается, как бы боясь удара);

- чрезмерное стремление к одобрению, ласке любого взрослого, гипертрофированная забота обо всем и обо всех;

- демонстрация «взрослого» поведения, интерес к вопросам секса;

- обвинение ребенком родителей или опекуна в нанесении повреждений;

- повышенная драчливость ребенка, агрессивность в играх и по отношению к другим детям (при играх в куклы дети младшего возраста озвучивают и воспроизводят действия родителей в игре);

- прятанье в школе дневника, обманы, ложь, острые эмоциональные реакции при получении замечаний или плохих оценок, боязнь идти домой;

- случаи энуреза, энкопреза у ребенка школьного возраста;

- ребенок много времени проводит в семье знакомых, одноклассников, соседей, не стремиться домой после школы.

Особенности в поведении взрослых, которые, предположительно, могут проявлять жесткость по отношению к ребенку:

- в беседе о ребенке родители проявляют настороженность или безразличие;

- на жалобы по поводу поведения сына (дочери) в детском саду, в школе реагируют холодно либо очень бурно и эмоционально;

- часто меняют детского участкового врача, переводят ребенка из одного дошкольного учреждения, школы в другое.

- запрет родителей на осмотр ребенка в образовательном учреждении;

- необъяснимая отсрочка в обращении родителя и ребенка за меди­цинской помощью;

- противоречия в беседе о ребенке, семье, увлечениях ребенка, совместном времяпрепровождении;

- объяснения о состоянии ребенка не несовместимы с имеющимися проблемами, физическими травмами;

- родители обвиняют ребенка в полученных повреждениях;

- родители не знают друзей ребенка.

Медицинские работники:

Случаи жестокого обращения выявляются медицинскими работниками при проведении патронажа; при посещении несовершеннолетними и их законными представителями учреждений здравоохранения; при вызове врача на дом к ребенку или к законным представителям ребенка.

При общении и проведении клинического осмотра ребенка в присутствии его родителей следует оценить:

- есть ли у ребенка проявления физических повреждений или повреждения половых органов;

- есть ли у ребенка признаки недостаточного питания;

- есть ли у ребенка пороки или признаки задержки развития ребенка;

- проведена ли вакцинация ребенка в соответствии с его возрастом;

- своевременно ли обращаются родители за медицинской помощью, выполняются ли рекомендации врача, назначенное лечение, обследование.

  При проведении клинического осмотра ребенка, его кожных покровов, следует обращать внимание на наличие подозрительных физических повреждений или травм, повреждений половых органов, которые могли бы быть результатом сексуального насилия.

К ним относятся:

- большое количество синяков, ссадин, царапин, кровоизлияний на теле;

- черепно-мозговые травмы;

- переломы на различных стадиях заживления;

- повреждения в области лица, головы, шеи, груди;

- выделение слизи, повреждения (шрамы) половых органов или заднего прохода;

- шрамы особенно на внутренних поверхностях плеч и бедер, следы от ремня;

- ожоги и переломы у детей, особенно, младше 1 года.

При разговоре с родителями складывается мнение, что родители не спешат обращаться за медицинской помощью в случае физического повреждения или дискомфорта у ребенка.

При подробном расспросе о характере повреждений ребенка, родители не могут четко объяснить причину их возникновения или объяснение не соответствует типу травмы, выделениям из половых органов.

4. При консультировании следует обращать внимание на признаки недостаточного ухода за ребенком, такие как:

- игнорирование родителям заболеваний ребенка;

- ребенку не проведены все необходимые прививки;

- отмечается плохое состояние кожи, зубов, волос и ногтей;

- ребенок длительное время находится без присмотра взрослых.

5. Во время проведения осмотра следует обращать внимание на особенности поведения ребенка:

- сексуально окрашенное поведение;

- агрессивная гиперактивность, гиперподвижность;

- «замороженное» поведение; угнетение

- ребенок избегает зрительного контакта с родителем.

6. Во время проведения консультации необходимо оценивать особенности поведения родителей/опекунов. Оцените, есть ли варианты «аномального» поведения, т.е. родители/опекуны:

- равнодушные;

- наказывающие;

- обороняющиеся;

- слишком озабоченны состоянием и поведением ребенка;

- с низким уровнем самооценки;

- находящиеся в депрессии.

7. При консультировании и подробном разговоре с родителями необходимо установить наличие факторов риска насилия и жестокого обращения в семье:

- признаки семейного насилия;

- алкогольная/наркотическая зависимость родителей, близких родственников, иных лиц, проживающих в семье;

- психические заболевания у ребенка и родителей (законных представителей);

- социальная изоляция;

- признаки безнадзорности ребенка.

Сотрудники органов внутренних дел:

Случаи жестокого обращения выявляются сотрудниками органов внутренних дел при совершении противоправных действий гражданами; при проведении с несовершеннолетними индивидуальной профилактической работы, в том числе при посещении семей на дому; при рассмотрении в устан6овленном порядке заявлений и обращений граждан о необеспечении законными представителями несовершеннолетних их прав и законных интересов.

 

3 этап:  проведение социального расследования случаев жестокого обращения (насилия) в семье.

Поводом для вмешательства специалистов, изучения ситуации в семье может быть:

- информация от ребенка;

- информация от родителей (законных представителей), других членов семьи;

- информация от специалистов (педагоги, медицинские работники, сотрудники органов внутренних дел и др.);

- информация от сверстников и друзей, соседей, иных граждан;

- дополнительная информация, собранная в ходе психологической диагностики;

- наблюдение за внешним видом и поведением несовершеннолетних;

- при обследовании условий жизни и воспитания несовершеннолетних и пр.

УТВЕРЖДЕН

постановлением комиссии по делам несовершеннолетних облисполкома

от 4 мая 2016 №2-1

РЕГЛАМЕНТ

 социального расследования случаев жестокого обращения (насилия)

в семье

Государственные и негосударственные органы и организации

Мероприятия

Срок исполнения

1. Обмен информацией и взаимодействие при выявлении предполагаемого (доказанного) жестокого обращения (насилия) в семье, где воспитываются несовершеннолетние дети

 1.Структурные подразделения  местных исполнительных и распорядительных органов, государственные и негосударственные организации

Управление Следственного комитета Республики Беларусь по Могилевской области, Могилевское областное управление МЧС, учреждения образования, здравоохранения

1.1.передача в отдел образования, спорта и туризма и комиссию по делам несовершеннолетних (далее - КДН) информации (сообщения) о жестоком обращении,  неудовлетворении   потребностей  ребенка, невыполнении или ненадлежащем выполнении родителями, законными представителями (приемными родителями, опекунами,  родителями-воспитателями детских домов семейного типа, усыновителями) обязанностей по  воспитанию и содержанию ребенка  

неотложно, по мере выявления

1.2. представление (по запросам) информации в части касающейся для   проведения социального расследования, защиты прав несовершеннолетнего

в 10-дневный срок

1.3. участие в обследовании условий жизни и воспитания ребенка, комплексной оценке условий проживания и воспитания несовершеннолетних в семье

при необходимости

2.Отдел образования, спорта и туризма 

ГРУППА ЭКСТРЕННОГО РЕАГИРОВАНИЯ при местном исполнительном и распорядительном органе

2. Порядок работы с поступившей информацией о жестоком обращении (насилии) в отношении несовершеннолетнего

2.1.регистрирация информации о жестоком обращении с  ребенком или неудовлетворении его потребностей в Журнале учета поступления сообщений о возможном неблагополучии в семьях

по мере поступления

2.2.проведение  первичного анализа поступившей информации с целью определения случаев, требующих немедленного реагирования и обеспечения безопасности ребенка 

немедленно

2.3. передача сообщения  группе  экстренного реагирования при  наличии  непосредственной  угрозы жизни и здоровью ребенка

немедленно

Группа экстренного реагирования создается решением координационного совета по реализации Декрета Президента Республики Беларусь №18 «О дополнительных мерах по государственной защите детей в неблагополучных семьях» местного исполнительного и распорядительного органа.

Состав группы экстренного реагирования, график дежурства  членов группы и  график использования транспорта утверждаются  координационным советом.

В состав группы обязательно включаются специалисты социально-педагогического центра (далее СПЦ), отдела внутренних дел.

 В иных случаях  могут быть привлечены специалисты учреждения образования по месту обучения (воспитания) ребенка, иные специалисты (медицинский работник – в отношении детей до 3 лет).

по инициативе  КДН, с ежеквартальным утверждением графиков

2.4. анализ поступившей первичной информации с целью определения случаев, требующих немедленного реагирования и обеспечения безопасности ребенка, при регистрации   информации о  жестоком обращении с приемным ребенком или неудовлетворении его потребностей   в замещающей семье (приемными родителями, опекунами,  родителями-воспитателями детских домов семейного типа, усыновителями)

постоянно

2.4.1. направление сообщения в  прокуратуру о совершении уголовного преступления при  нанесении тяжких телесных повреждений или сексуальных злоупотреблений в отношении ребенка.

Принимается решение относительно сохранения (прекращения) трудовых отношений  с приемными родителями  в соответствии с результатами  соответствующего социального расследования.

немедленно

2.4.2. подготовка приказа по отделу образования, спорта и туризма  о проведении социального расследования поступившей информации (сообщения).

Приказом по социальному расследованию поступившего сообщения необходимо:

утвердить состав комиссии (предпочтительно не включать в  состав комиссии методиста по охране детства, педагога-психолога СПЦ, педагога социального учреждения образования по месту проживания приемной семьи,  осуществлявших сопровождение данной приемной семьи);

назначить председателя данной комиссии;

указать сроки проведения расследования и дату предоставления отчета по его результатам с конкретными выводами и предложениями;

утвердить план проведения расследования;

ходатайствовать (при необходимости) о  включении в состав комиссии специалистов других ведомств и служб (СПЦ, инспекции, комиссии по делам несовершеннолетних, медицинских работников,   МЧС и др.)

в течение 1 рабочего дня,

срок проведения расследования определяется руководителем исходя из конкретной ситуации, но не   более 1-го месяца

2.4.3. с момента  получения сообщения  в отношении приемного ребенка (приемной семьи)  и в процессе  расследования случая  комиссия определяет:

необходимо ли отстранить приемного родителя (предполагаемого  виновника) от работы;

необходимо ли определить   приемного ребенка в другую семью или социально-педагогическое учреждение;

Во всех случаях сохраняется анонимность заявителя и  конфиденциальность социального расследования до его завершения для исключения  возможности нанесения дополнительной психологической травмы,  как приемному ребенку,  так и приемным родителям и другие моменты, которые должны быть отражены в приказе.

по мере необходимости

2.4.4. Отчет о расследовании в замещающих семьях оформляется председателем комиссии  в установленные приказом  сроки. Отчет должен содержать достоверные факты для подтверждения или опровержения информации о жестоком обращении с  приемным ребенком, неудовлетворении его потребностей, содержать всестороннюю оценку положения приемного ребенка в приемной семье и иметь обоснованное заключение

в сроки указанные в приказе

 2.4.5. сообщения,  не содержащие информации о грубых  нарушениях   прав  приемного ребенка и не  связанные  с угрозой его жизни,  передаются  в СПЦ для проведения контрольного обследования замещающей семьи и совершенствования форм и методов ее сопровождения

в течение 1 рабочего дня

2.5. передача письменных сообщений  отдела внутренних дел о фактах  скандалов в семьях,  где проживают несовершеннолетние дети,    в СПЦ для проверки  положения детей в семье, оценки их безопасности, оценки рисков, изучения психологического состояния

в течение 1  рабочего дня

2.6. рассмотрение результатов проведенной  первичной проверки на совместном совещании, анализ  предоставленных актов обследования условий проживания несовершеннолетнего,  в отношении которого поступило сообщение.

по мере предоставления актов 

2.7 принятие решения о:

немедленном  отобрании ребенка у законных представителей,  в случае  подтверждения  информации о непосредственной угрозе жизни и здоровью ребенка (часть вторая  статьи 85 КоБС РБ);

назначении   учреждения  образования по месту обучения ребенка или СПЦ  для  проведения полного социального расследования, комплексной оценки семьи, определения критериев  СОП  ребенка и форм оказания помощи ребенку и семье;

подготовке материалов о признании несовершеннолетнего, признанного находящимся в социально опасном положении, нуждающимся в государственной защите.

Если  по итогам  проверки сообщения  в    воспитании и содержании  ребенка не установлены угрозы,  не выявлены показатели СОП,  но  имеются проблемы, которые могут быть разрешены другими службами и организациями, направление информационных писем о предоставлении  необходимой помощи семье

немедленно

2.8. Рассмотрение  результатов проведенной  первичной проверки (анализ предоставленных контрольных актов обследования) в отношении приемного ребенка,  принятие решения:

об отстранении опекуна (попечителя) от выполнения обязанностей (статья 168 КоБС РБ)  При необходимости направление  в прокуратуру необходимых материалов для привлечения виновного лица к ответственности в установленном законом порядке;

о ликвидации приемной семьи (детского дома семейного типа),   расторжении договора об условиях воспитания и содержания детей   по инициативе  отдела образования (статья 168 КоБС РБ)  и трудового договора.

При необходимости направление  в прокуратуру материалов для привлечения виновного лица к ответственности в установленном законом порядке

по мере предоставления отчета  

2.9 подготовка необходимых материалов для  обращения в суд  по решению вопроса об  отмене усыновления в установленном законом порядке (статья 137 КоБС РБ)

в течение 5 рабочих дней

2.10 подготовка приказа отдела образования, спорта и туризма о привлечении законного представителя (приемного родителя, родителя воспитателя детского дома семейного типа)  к дисциплинарной ответственности. Внесение корректив в план развития семьи

в течение 5 рабочих дней

2.11.  Рассмотрение  результатов проведенной  первичной проверки   (анализ предоставленных актов обследования жилищно-бытовых условий проживания несовершеннолетнего) в случаях семейных скандалов, принятие  решения: 

 о передаче  информации в прокуратуру при подтверждении   фактов  систематического психологического стресса  ребенка, оказавшегося жертвой насилия или его  свидетелем, других фактах, влекущих за собой   ответственность  родителей;

о подготовке соответствующего пакета документов на заседание КДН для рассмотрения вопроса о признании ребенка нуждающимся в государственной защите и   отобрании его у родителей;

о поручении  учреждению образования по месту обучения ребенка или СПЦ проведения полного социального расследования (в соответствии с рекомендациями по его проведению) и  признание  ребенка находящимся в  социально опасного положения;

о подготовке информационного письма в территориальный центр социального обслуживания населения об оказании психологической помощи взрослым членам семьи  по восстановлению межличностных отношений,  предупреждению социально опасного положения для несовершеннолетних и т.д. (Прилагается согласие родителя на оказание помощи)

в течение 1 рабочего дня

3.Группа  экстренного реагирования

3.1.Порядок проверки  информации

в течение часа

3.1.1. обследование  условий жизни и воспитания ребенка, в отношении которого поступила информация о жестоком обращении или неудовлетворении основных жизненных потребностей

3.1.2. проведение психологом беседы с ребенком,   внешнего осмотра на  наличие травм и следов ударов

3.1.3. беседа с законными представителями ребенка, принятие возможных мер по обеспечению безопасности несовершеннолетнего

3.2.  составление акта о положении ребенка в семье (форма акта прилагается) с направлением его в отдел образования, спорта и туризма с соответствующими выводами:

об  отобрании  ребенка у законных представителей при непосредственной угрозе его жизни и здоровью;

об обеспечении временной  безопасности ребенка,  инициировании полного социального расследования - при отсутствии факта непосредственной угрозы, но выявлении показателей социально опасного положения ребенка;

о подготовке протокола поручений по  разрешению проблем семьи  службами и организациями (в пределах их компетенции) - при  отсутствии  критериев СОП и рисков для ребенка,  но  наличии  проблем (жилищных, материальных).

При не подтверждении  информации проставляется отметка «информация не подтверждена»

в течение 1 рабочего дня

4. Социально-педагогическая и психологическая служба учреждения образования, социально-педагогический центр (с подключением в случае необходимости иных служб и ведомств)

4.1. Изучение условий воспитания детей в семьях, которое максимально полно включает: оценку безопасности положения ребенка в семье; проведение бесед с детьми неудовлетворения его основных жизненных потребностей; внешний осмотр ребенка, наблюдение за его поведением; проведение диагностик с родителями (законными представителями) и ребенком, иное по мере необходимости

постоянно, не реже сроков, предусмотренных законодательством 

4.2. Проверка сообщения о нарушении прав ребенка, жестком обращении, насилии в отношении ребенка либо участником которого он являлся (в порядке и сроки, определенные пунктом 2 настоящего Регламента)

Для проверки информации учреждением привлекаются  работники органов внутренних дел, медицинские работники, работники органов МЧС.

При отказе семьи от сотрудничества и  отсутствии возможности провести встречу с ребенком,  обследовать условия его жизни,   направление в КДН по месту жительства семьи информации об отсутствии доступа к ребенку.

В случае подтверждения информации готовит решение о признании ребенка находящимся в социально опасном положении и нуждающимся в государственной защите и направляет их в КДН, либо направляет в отдел образования материалы проверки для принятия мер реагирования в отношении замещающего родителя (членов его семьи).

в течение 3 дней

4.3 при посещении семьи, в отношении которой поступило сообщение о семейном скандале,  проводится оценка безопасности ребенка  и оценка рисков дальнейшего нахождения его в подобной ситуации. Информируют  семью  о видах помощи.  Берут согласие  на оказание специалистами территориальными центра социального обслуживания населения  психологической помощи  взрослым членам семьи

в течение 3 дней с момента поступления информации из отдела образования (иных органов и организаций)

4.4 .  педагог-психолог изучает психологическое состояние ребенка, при необходимости оказывает психологическую помощь

планово - в период сопровождения семьи,

немедленно - при поступлении информации о возможном жестком обращении (насилии) в отношении ребенка

5. Учреждения образования, здравоохранения, психологи, прошедшие соответствующее обучение

5.1 проведение комплексной реабилитации ребенка, ставшего жертвой либо свидетелем насилия;

неотложно, согласно срокам реабилитационной программы

5.2 оказание помощи семье, где имел место факт насилия

6. Структурные подразделения  местных исполнительных и распорядительных органов, государственные и негосударственные организации

6.1. проведение информационно-просветительной работы по предупреждению домашнего насилия, включающей выступления в средствах массовой информации, изготовление и распространение печатной продукции по тематике, выступления в трудовых коллективах и по месту жительства,

постоянно

6.2. размещение в учреждениях образования, здравоохранения, в торговых объектах рекламы ОБЩЕНАЦИОНАЛЬНОЙ ДЕТСКОЙ ЛИНИИ ПОМОЩИ;

«горячей линии» для пострадавших от насилия в семье +375 445 618257

6.3 обеспечение работы «телефонов доверия», «почты доверия» в  учреждениях образования, здравоохранения;

6.4. развитие сети дружественных детям комнат опроса несовершеннолетних жертв и свидетелей насилия, центров поддержки ребенка 

7. Управления образования, здравоохранения облисполкома, местные исполнительные и распорядительные органы, учреждения профессионального образования, дополнительного образования взрослых, негосударственные некоммерческие организации

повышение квалификации, подготовка и переподготовка кадров (педагогических и медицинских работников, психологов) в вопросах выявления жесткого обращения, насилия в отношении детей, а также реабилитации детей, подвергшихся насилию, ставших свидетелями насилия, детей-насильников

постоянно

8. Управление Следственного комитета Республики Беларусь по Могилевской области

проведение в случае необходимости (с учетом личности ребенка и обстоятельств произошедшего) первичного опроса ребенка, ставшего жертвой либо свидетелем насилия, с использованием дружественной детям комнаты опроса  (г. Могилев, ул. Сурганова,43, частное социально-педагогическое учреждение образования «SOS –Детская деревня Могилев», 28 68 24, 27 49 44)

постоянно

СОГЛАСОВАНО

Управление внутренних дел облисполкома

от 28.04.2016 № 19/6959

СОГЛАСОВАНО

Управление Следственного комитета Республики Беларусь по Могилевской области

от 27.04.2016 №21-4/4105

СОГЛАСОВАНО

Прокуратура Могилевской

области

от 04.05.2016

СОГЛАСОВАНО

Комитет по труду, занятости и социальной защите облисполкома

от 28.04.2016 № 08/1070-КТЗиСЗ

СОГЛАСОВАНО

Управление здравоохранения облисполкома

от 02.05.2016 №675/УЗ

СОГЛАСОВАНО

Могилевское областное управление МЧС

от 28.04.2016 № 45/04-14/111