Лагерь труда и отдыха «Дружба» - Черневский УПК я/с СШ

Разделы сайта

Лагерь труда и отдыха «Дружба»

УТВЕРЖДАЮ

Директор государственного учреждения образования «Черневская средняя школа»

   __________ В.И. Андреева

 

 

ПРОГРАММА

работы лагеря труда и отдыха «Дружба»

с дневным пребыванием детей

на базе государственного учреждения образования

«Черневская средняя школа»

 

Пояснительная записка

В настоящее время общество осознало необходимость осуществления культурных целей образования, ориентированных на личность и ее саморазвитие в конкретных педагогических системах, в том числе в летних лагерях труда и отдыха. Летние каникулы составляют значительную часть годового объема свободного времени школьников, но далеко не все родители могут предоставить своему ребенку полноценный, правильно организованный отдых. Во время летних каникул происходит разрядка накопившейся за год напряженности, восстановление израсходованных сил, здоровья, развитие творческого потенциала совершенствование личностных возможностей.

Одним из важных направлений Программы непрерывного воспитания детей и учащейся молодежи в Республике Беларусь является трудовое воспитание, направленное на понимание обучающимися труда как личностной и социальной ценности. Умение работать дает целый ряд преимуществ: если подросток трудится и гордится достигнутым, он перенесет эти навыки во взрослую жизнь и сделает успешную карьеру. Это помогает также ему выработать уверенность в себе. Развить правильное отношение к труду призван помочь лагерь труда и отдыха, как одна из форм практического приобретения школьниками трудовых навыков, вовлечения их в общественно-полезную деятельность, улучшения общего состояния 1 здоровья детей, предупреждения правонарушений и обеспечения занятости несовершеннолетних в летний период.

Воспитательная ценность системы летнего трудового лагеря и состоит в том, чтобы создать условия одновременно для работы и отдыха учащихся, удовлетворения потребностей и в новизне впечатлений, творческой и трудовой самореализации, общении.

Эти функции призван выполнить лагерь труда и отдыха с дневным пребыванием «Дружба» на базе государственного учреждения образования «Черневская средняя школа». Основной состав лагеря – это учащиеся школы в возрасте 14-16 лет. По продолжительности программа является краткосрочной, т. е. реализуется в течение одной лагерной смены. В лагере отдыхают и трудятся 5 учащихся.

Программа составлена на основе знаний возрастных, психолого- педагогических, физических особенностей детей подросткового возраста и с учетом возможностей школы.

Актуальность программы

Разработка данной программы организации летнего каникулярного отдыха, оздоровления и занятости детей была вызвана:

-        повышением спроса родителей и детей на организованный отдых школьников;

-        модернизацией старых форм работы и введением новых;

-        необходимостью использования богатого творческого потенциала подростков и педагогов в реализации цели и задач программы.

В Конвенции о правах ребенка записано: «Дети должны всегда иметь право на счастливое детство, на свои «Дворцы детства». Их время должно быть временем радости, временем мира, игр, учебы и роста. Их будущее должно основываться на гармонии сотрудничества. Их жизнь должна становиться более полнокровной по мере того, как расширяются их перспективы и они приобретают опыт».

Новизна программы

Организованный отдых во время каникул является одной из форм воспитания и занятости детей. Это «зона» особого внимания к ребенку, его социальная защита, время оздоровления. Происходит создание благоприятных условий для общения детей между собой, обмена духовными и эмоциональными ценностями, личностными интересами. Воспитательная ценность такого вида организации отдыха состоит в том, что создаются условия для педагогически целесообразного, эмоционально привлекательного досуга школьников, восстановления их здоровья, удовлетворения потребностей в новизне впечатлений, творческой самореализации, общении и самодеятельности в разнообразных формах, включающих труд, познание, культуру, игру и другие сферы возможного самоопределения.

Данная программа по своей направленности является комплексной, т. е. включает в себя разноплановую деятельность, объединяет различные направления оздоровления, отдыха, трудового и экологического воспитания детей в условиях лагеря при школе.

Летний трудовой лагерь помогает использовать период летнего отдыха учащихся для укрепления здоровья, развития физических сил, обогащения знаниями и новыми впечатлениями.

Такая форма активного отдыха содействует развитию и сплочению, как временного детского коллектива, так и создает основу для развития социального интеллекта учащегося и применения полученного опыта взаимодействия в любом коллективе, в том числе в последующей учебной деятельности.

Создаются большие возможности для организации неформального общения. Неформальность обстановки позволяет организовать и развивать самостоятельность ребят, воспитывать личностные качества, формировать активность, обучать разнообразным умениям и навыкам.

Цель программы:

создание воспитательной среды, благоприятной для формирования культуры трудовой деятельности, профессионального самоопределения учащихся, развития их социальной активности, оздоровление подростков, их физическое совершенствование.

Для достижения цели необходимо решить следующие задачи:

—     формировать трудовые навыки и умения обучающихся;

—     способствовать укреплению навыков к здоровому образу жизни, профилактике асоциального поведения, распространения и употребления наркотических средств, курительных смесей среди обучающихся.

—     развивать коммуникативные качества подростков, различные формы общения в разновозрастных группах;

—     формировать экологическую культуру,

—     создать атмосферу сотрудничества и равноправного партнёрства между всеми участниками программы.

Концептуальные основы программы

Концептуальные подходы к содержанию и организации смены основаны на идеях гуманистической педагогики, принципах дополнительного образования детей. Проведение смены реализует потребности детей в творчестве, познании, самореализации, уважении, радости, обеспечивает удовлетворение одной из важнейших проблем каждого ребенка — быть здоровым, так как в основу проекта положены принципы гуманистической педагогики:

признание личности каждого ребенка высшей социальной ценностью;

уважение индивидуальности, уникальности и своеобразия каждого ребенка;

обязательный учет задатков и возможностей каждого ребенка;

уважительные отношения между взрослыми и детьми;

создание ситуации успеха.

Ожидаемые результаты

При условии успешного решения поставленных задач предполагается получение следующих результатов:

Для развития воспитательной системы: совершенствование методик организации форм работы; пополнение методической копилки.

Для детей:

отдых и оздоровление детей;

получение умений и навыков индивидуальной и коллективной деятельности, самоуправления, социальной активности и творчества;

личностное развитие подростков, духовное и физическое оздоровление, знание элементарных норм экологической культуры и культуры поведения.

Для родителей:

чувство уверенности в силах ребенка; удовлетворенность родителей летним отдыхом детей.

Таким образом, летний отдых сегодня – это не только социальная защита, это ещё и простор для творческого развития, что создаёт условия для социализации подрастающего поколения с учетом реалий современной жизни.

Содержание деятельности и механизм реализации программы

Потенциал организованного отдыха очень высок, ведь он занимает свободное время интересной, разнообразной и привлекательной деятельностью. При этом укрепляются связи между разновозрастными группами детей, происходит оздоровление детей, воспитание желания вести здоровый образ жизни, прививаются умения и навыки работы с природными объектами, формируются умения и навыки в организации взаимоотношений с взрослыми и сверстниками.

Во время отдыха ребята могут найти себе занятия по вкусу. Основные направления программы являются логическим продолжением воспитательной системы школы. Они включают в себя следующие блоки:

Экологическое;

Трудовое;

Спортивно- оздоровительное.

Экологическое направление

Основные задачи:

—     направить усилия учащихся для преодоления у школьников утилитарно-потребительского отношения к природе;

—     формировать ответственное, бережное отношение к окружающей среде;

—     прививать любовь к малой родине, к родной природе;

—     формировать экологическую культуру, убеждения в необходимости сбережения природы, понимания непрерывной связи социума и природы.

Трудовое направление.

В ходе трудовой деятельности подросток становится адаптированным человеком с развитыми умениями и навыками, которые может в дальнейшем применить в своей жизни.

Труд — это инструментарий всеобщего развития личности, основной источник материального и духовного богатства общества, главный критерий престижа человека и его обязанность.

Основные задачи:

—     организация общественно-полезной занятости подростков в каникулярный период, привитие навыков труда;

—     формирование через труд таких качеств личности, как воля, креативность, дисциплинированность, ответственность.

—     оказание помощи школе при подготовке к новому учебному году, развитие навыков работы на пришкольном, сельскохозяйственном участке.

Спортивно-оздоровительное направление.

Основные задачи:

— формирование здорового образа жизни;

— восстановление, укрепление и сохранение физического здоровья обучающихся.

Этапы реализации программы:

Организационно-подготовительный: февраль – май 2023 г.:

—     изучение интересов детей и их родителей, учет результатов работы в предыдущем сезоне;

—     выбор задач, форм и методов работы по оздоровлению детей;

—     подбор руководящих кадров, воспитателей для работы с детьми;

—     подготовка материальной базы;

—     проведение инструктивно-методических совещаний;

—     координация деятельности с различными ведомствами, организациями.

Проведение летней оздоровительной кампании: июнь – июль 2023 г. (согласно плану мероприятий по реализации программы).

Итогово-аналитический: август – сентябрь 2023 г.

—     подведение итогов летней оздоровительной кампании;

—     анализ работы лагеря, выявление инновационных подходов.

Для решения поставленных задач предлагается использовать следующие методы:

креативный (творческий);

проблемно-поисковый (педагог ставит проблему и вместе с детьми находит решение, либо дети сами решают проблему, а педагог делает вывод);

эвристический (изложение педагога + творчество детей);

метод мини-проектов (проектирование).

Срок реализации программы: одна смена с 12.06.2023 г. по 01.07.2023 г. Программа ориентирована на подростков в возрасте от 14 до 18 лет. Количество учащихся программы: 5

Программа лагеря труда и отдыха «Дружба» реализуется через организацию и проведение тематических дней:

12.06. 2023 «День Дружбы»

13.06. 2023 «День экологии»

14.06. 2023 «День «В завтра я выбираю дорогу»

15.06. 2023 «День «Спортивная Беларусь»

16.06. 2023 «День блогера»

17.06. 2023 «День профилактики»

19.06. 2023 «День Нептуна»

20.06. 2023 «День добрых дел»

21.06. 2023 «День патриота»

22.06. 2023 «День толерантности»

23.06. 2023 «День доброты и вежливости»

24.06. 2023 «День творчества»

26.06. 2023 День под акцией «Здоровый я — здоровая страна!»

27.06. 2023 «День дружбы и единения славян»

28.06. 2023 «День мира, закона и порядка»

29.06. 2023 «День профориентации»

30.06. 2023 «День молодежи»

01.07. 2023 «До свидания, дружный лагерь!»

 

Ожидаемые результаты

1. Занятость школьников в летнее время.

  1. Укрепление здоровья детей и подростков в течение летнего труда и отдыха.
  2. Формирование навыков трудовой деятельности.
  3. Формирование у обучающихся патриотических, нравственных чувств.
  4. Благоустроенность и чистота школьной территории и цветников.

Девиз лагеря

Труд – это круто, труд – это сила!

Сделаем школу нашу красивой!

Законы лагеря

Закон зелени – мы должны беречь природу, которая нас окружает. Очень легко сломать дерево, вытоптать траву, а вот вырастить довольно-таки сложно. Нужно заботиться о том, чтобы не засорять окружающий мир.

Закон территории – территория – можно понимать по-разному в трех аспектах Я, МЫ и МИР.

Я – территория лично моя – моя кровать, моя тумбочка, моя полка в шкафу и никто без моего разрешения не должен нарушать ее.

Мы – территория отряда, комнаты, отрядное место, столы в столовой. Только мы полноценно ими пользуемся и отвечаем за них.

Мир – территория школы, на базе которой расположен лагерь труда и отдыха.

Закон точности – выполнение установленного режима и регламента дня. На работу, на все мероприятия дети должны приходить вовремя, а также вовремя ложиться спать, вставать, посещать столовую. Закон правой руки – рука, повернутая открытой ладонью к людям – символ уважения, открытости. Если человек поднимает правую руку, значит ему есть что сказать и все должны замолчать и его выслушать.

Закон хозяина – на 18 дней лагерь стал для учащихся домом, а они стали его хозяевами. И они должны обращаться со всем имуществом так, как дома, чтобы сохранить все в надлежащем виде для последующих смен.

Заповеди

1. В труде не будь ленивым!

  1. Получил    задание – не пищи, легкой жизни не ищи.
  2. Мало          быть железным, надо быть полезным.
  3. Каждой      вещи – свое место.
  4. Нам  друзья без песни жить нельзя.
  5. Победы      сами не придут, их лишь упорные возьмут.
  6. У       нас закон един – все молчат, говорит один.
  7. Думай,       разведывай, сообщай, решения, планы свои выполняй.

Принципы Программы

1. Принцип комплексности и преемственности оздоровления и воспитания.

  1. Коллективная творческая деятельность (только в сотрудничестве педагогов и воспитанников можно создать условия для развития личности).
  2. Свобода     выбора деятельности (условием развития личности является свобода выбора деятельности).
  3. Создание ситуации успеха (успех – это источник внутренних сил ребёнка, стимулирующий на преодоление трудностей, достижения поставленных целей).
  4. Самоуправление как основа жизнедеятельности лагеря.
  5. Принцип    сочетания защиты и социального развития детей.

Материально-техническое обеспечение Программы

1 . Оборудование (Лопаты, грабли, мотыги, лейки, вёдра).

  1. Спортивное оборудование (спортивная площадка, спортивный зал, стадион, мячи, скакалки, обручи).
  2. Настольно-игровое      оборудование (шашки, шахматы, канцелярские принадлежности, теннисный стол).
  3. Компьютер, мультимедийный проектор, музыкальный центр.

Финансовое обеспечение программы

Финансовое обеспечение деятельности лагеря осуществляется за счёт выделенных государственных средств (питание).

Нормативное правовое обеспечение программы:

Кодекс Республики Беларусь об образовании.

Трудовой Кодекс Республики Беларусь.

Закон Республики Беларусь «Об охране труда».

Закон республики Беларусь «О правах ребенка».

Концепция непрерывного воспитания детей и учащейся молодежи в Республике Беларусь.

Программа непрерывного воспитания детей и учащейся молодежи в Республике Беларусь.

Постановление Совета Министров Республики Беларусь «О некоторых вопросах оздоровления и санаторно-курортного лечения детей».

Нормативные документы Министерства образования Республики Беларусь.

Нормативные документы Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь.

Нормативные документы Министерства здравоохранения Республики Беларусь.

Приказы, инструктивно-методические письма, методические рекомендации управления образования.

Приказы, инструктивно-методические письма, методические рекомендации отдела образования.

Список литературы

  1. Конституция РБ.
  2. Кодекс об образовании РБ.
  3. Конвенция о правах ребенка
  4. Амонашвили Ш. Педагогика сотрудничества. М., 1990.
  5. Голубев Н.К. Диагностика и прогнозирование воспитательного процесса. П., 2011.
  6. Калениц Т.Н., Кейлина З.А. Внеклассная и внешкольная работа с учащимися. М.: Просвещение, 2006
  7. Караковский В.А. Стать человеком. Общечеловеческие ценности — основа целостного учебно-воспитательного процесса. М., 2004.
  8. Концепция воспитания школьников в современных условиях «Современная школа: проблемы гуманизации отношений учителей, учащихся, родителей». Издательство ИТПи МИО, 2001.
  9. Шмаков С.А. Игры-шутки, игры-минутки. М., 2007.

Ю.Шмаков С.А., Безродова Н. От игры к самовоспитанию. Сборник игр. М.; Новая школа. 2010.

  1. Шмаков С.А. Ее величество— игра. М., 2002.

Программа лагеря труда и отдыха «Дружба» реализуется через организацию и проведение тематических дней:

12.06. 2023 «День Дружбы»

13.06. 2023 «День экологии»

14.06. 2023 «День «В завтра я выбираю дорогу»

15.06. 2023 «День «Спортивная Беларусь»

16.06. 2023 «День блогера»

17.06. 2023 «День профилактики»

19.06. 2023 «День Нептуна»

20.06. 2023 «День добрых дел»

21.06. 2023 «День патриота»

22.06. 2023 «День толерантности»

23.06. 2023 «День доброты и вежливости»

24.06. 2023 «День творчества»

26.06. 2023 День под акцией «Здоровый я — здоровая страна!»

27.06. 2023 «День дружбы и единения славян»

28.06. 2023 «День мира, закона и порядка»

29.06. 2023 «День профориентации»

30.06. 2023 «День молодежи»

01.07. 2023 «До свидания, дружный лагерь!»

Девиз лагеря

Труд – это круто, труд – это сила!

Сделаем школу нашу красивой!

Заповеди

1. В труде не будь ленивым!

  1. Получил    задание – не пищи, легкой жизни не ищи.
  2. Мало          быть железным, надо быть полезным.
  3. Каждой      вещи – свое место.
  4. Нам  друзья без песни жить нельзя.
  5. Победы      сами не придут, их лишь упорные возьмут.
  6. У       нас закон един – все молчат, говорит один.
  7. Думай,       разведывай, сообщай, решения, планы свои выполняй.

УТВЕРЖДАЮ

директор государственного

учреждения образования

«Черневская средняя школа»

_________________В.И. Андреева

«____» _______________ 2023 г.

 

 

РАСПОРЯДОК ДНЯ

в лагере труда и отдыха с дневным пребыванием «Дружба»

при государственном учреждении образования

«Черневская средняя школа»

на период с 12 июня по 1 июля 2023 года

 

№ п/п

Время

Мероприятие

08.00-08.30

Встреча детей

08.30-09.00

Завтрак

09.00-13.00

Работа с регламентированными перерывами

13.00-13.30

Обед

13.30-14.15

Воспитательное мероприятие согласно плану

14.15-15.15

Спортивный час

15.15-15.30

Полдник

15.30-16.00

Подведение итогов, уход домой

 

 

Список учащихся,

посещающих лагерь труда и отдыха

при государственном учреждении образования «Черневская средняя школа»

 

№ п/п

Ф.И.О. учащегося

Дата рождения

Домашний адрес

Категория семьи

Буренков Максим Андреевич

09.03.2008

аг. Черневка, ул. Школьная, д.11 кв.7

Многодетная, полная, благополучная

Дроздов Павел Николаевич

12.07.2008

аг. Черневка, ул. Садовая, д.7

Неполная, благополучная

Николаев Владимир Станиславович

29.12.2008

аг. Черневка, ул. Школьная, д.11 кв. 1

Полная, благополучная

Питякова Дарья Александровна

21.12.2007

аг. Черневка, ул. Заречная, д.2

Полная, благополучная

Шилов Максим Викторович

06.02.2009

аг. Черневка, ул. Заречная, д.9

Полная, благополучная

 

 

Директор государственного учреждения

образования «Черневская средняя школа»                                   В.И. Андреева